Поиск:
17:43, 17 июля 2019, среда
Версия для слабовидящих

ИРИНА БЫЧКОВА: «ТАЛАНТ – ЭТО ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ, КОТОРЫМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ»

   Ирина Сергеевна Бычкова вот уже более четверти века преподает в Детской школе искусств №5. У детей она ведет историко-бытовой танец, и на недавнем открытом методическом мероприятии «Шаги к мастерству» провела открытый урок, основанный на собственной авторской программе. Мы поговорили с педагогом о том, за что ее ученики любят историко-бытовой танец, какие качества нужно воспитывать в современных детях и почему их необходимо время от времени «отрывать» от реалий современной жизни.


Ирина Сергеевна, расскажите о своей авторской программе, она действительно уникальная?


Моя авторская программа – это результат большой работы и многолетнего опыта преподавания предмета «Историко-бытовой танец» в Детской школе искусств №5. Историко-бытовой танец – важная составляющая часть в комплексе дисциплин, изучающих хореографическое искусство. Предмет очень интересный: исторический танец – это замечательное средство образной характеристики; изучение салонных танцев формирует общую культуру, художественно-эстетический вкус учащихся, совершенствует двигательный аппарат, развивает координацию и определенные коммуникативные умения и навыки. Значимое место в программе занимает освоение лучших образцов сценической формы бытового танца, сочиненных великими балетмейстерами в прошлом (М. Петипа, А Горским, Л. Лавровским, В. Вайноненом), а также знакомство с танцами прошлых эпох, созданных талантливыми педагогами исторического танца (М.В. Васильевой-Рождественской, Т.Б. Нарской). Программа выстроена по принципу от простого к сложному. Изучение танцев разных эпох проходит не в хронологическом порядке (от эпохи средневековья до XIX века), а с учетом степени сложности прохождения материала, в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, у учащихся есть возможность как можно раньше применить навыки, которые они получают на данном предмете, для самореализации и решения творческих задач.

Ваша коллега, Наталья Валерьевна Лысцова, сказала, что в Детской школе искусств №5 вы работаете уже четверть века…


 В эту школу я пришла в 1992 году, будучи тогда еще студенткой пятого курса Челябинского государственного института искусства и культуры, на преддипломную практику. После окончания института вернулась сюда уже в качестве молодого преподавателя хореографии. Я легко влилась в дружный, творческий коллектив школы. За это большое спасибо Наталье Валерьевне Лысцовой: именно она была моим первым наставником, поверила в меня. К ней я всегда обращалась за помощью в решении каких-то рабочих моментов, творческих вопросов и просто по-человечески. Я долгое время работала преподавателем классического танца, историко-бытового танца, вела уроки у самых маленьких детей. Вся моя творческая, профессиональная деятельность связана с этим замечательным коллективом единомышленников, великолепных педагогов – знатоков своего дела и, конечно же, любимых учеников. В сентябре 2018 года будет уже 26 лет, как я тружусь в стенах нашей замечательной школы.


Вы всегда хотели быть преподавателем?


Желание преподавать и связать свою жизнь с искусством танца появилось благодаря общению с замечательными педагогами, которые меня сопровождали по жизни. Родители меня отдали в хореографию в 6 лет: я начинала заниматься во Дворце культуры «Уралэлектротяжмаш» у чудесного педагога Аллы Вацлавовны Майстер. Именно она «заразила» меня волшебным искусством танца, привила любовь к классическому танцу. Благодаря ей я впервые встала на пуанты и примерила на себя классическую балетную пачку. Великолепный, талантливый педагог, добрейшей души человек! Спустя несколько лет я перешла заниматься в «Образцовую студию классического танца» во Дворце культуры имени М.В. Лаврова. Руководителем этого коллектива была Нина Александровна Мокшина. Время, когда я училась в этой студии, было невероятно ярким и незабываемым. В репертуаре коллектива был «Дивертисмент», «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Вальс» из балета «Коппелия» композитора Лео Делиба, «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, детский балет «Петя и волк» на музыку С.С. Прокофьева и многое, многое другое. С нами работали профессиональные балерины, которые уже вышли на пенсию и не могли больше танцевать в театре, но оставались преданными своей профессии и влюбленными в танец. И вот пришло время выбора будущей профессии. Ответ на вопрос, куда пойти учиться дальше, оказался прост. Я хотела связать свою жизнь с танцем, с искусством, с профессией преподавателя хореографии, и Нина Александровна посоветовала мне поступить в Челябинский институт культуры. Так, в 1988 году я стала студенткой первого курса этого замечательного вуза, где начался путь к моей профессиональной деятельности.


Как Вы считаете, быть преподавателем – это талант?


Талант для меня – любовь к тому делу, которым занимаешься, любовь к ученикам. В моем случае талант заключается, наверное, в умении общаться с детьми, находить к ним подход, в умении доносить до них нужную информацию, передавать свой опыт и знания. Я считаю, что талант – это способности, которые развиваются с приобретением определенного опыта.


На открытом уроке было видно, что вы с учениками легко находите общий язык, они не стесняются смеяться, очень живо на все реагируют!


Я люблю своих учеников, стараюсь к каждому найти индивидуальных подход, хотя мы работаем в классе, группе. Предмет «Историко-бытовой танец» достаточно сложный, требующий определенных навыков, соблюдения дисциплины, выдержки. Доброжелательность, уважение друг к другу, учтивость в общении являются нормой поведения на уроке. Вместе с тем, иногда приходится немного «разрядить» обстановку на уроке, пошутить, особенно в младших классах. Мои отношения с учениками строятся на взаимопонимании, уважении, доверии и любви. Может быть, это как раз ответ на вопрос о таланте?


Какие качества Вам танец дал по жизни и чему он учит современных детей?


На мой взгляд, танец – это самое волшебное, самое возвышенное, самое прекрасное из искусств. Уметь танцевать значит чувствовать себя уверенным и счастливым человеком. Это не просто слова, за ними стоит большой труд, терпение, огромное желание, в чем-то даже самопожертвование. Уроки танца немыслимы без дисциплины. На моих занятиях внимание друг к другу обусловлено этикетом, в основе которого – высочайшее почтение к даме. Но и современному обществу не противоречат этические требования и манеры поведения прошлых эпох. На уроках я прививаю детям культуру общественного поведения, хорошие манеры, особо обращаю их внимание на уважительное отношение между мужчиной и женщиной (в танце – между дамой и кавалером). Совместное творчество расширяет эрудицию детей, побуждает к творческому поиску и способствует гармоничному развитию личности. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться поставленной цели.


Родители приводят к Вам детей именно с целью предпрофессионального обучения? Или все же для общего развития?


Добрая слава о нашей школе, в частности, о хореографическом отделении, распространяется далеко за пределы не только Екатеринбурга и Свердловской области, но и России. Родители, конечно, желают своим детям гармоничного развития, и каждый год к нам приходит очень много малышей. Но, как я уже говорила, хореография – это тяжелый труд, если ей заниматься серьезно, не каждый выдерживает такие нагрузки, и не всем удается дойти до конца. Конечно, вся наша дружная команда не только хореографов, но и всех преподавателей школы заинтересована в том, чтобы максимальное количество учащихся дошло до выпускных классов и получило качественное образование. Мы всегда поддерживали и поддерживаем трудолюбивых, одаренных и талантливых детей, создавая им максимально комфортные условия для развития и самореализации.


Как видно, мальчиков у вас не хватает… Это не мешает разучивать парные танцы?


Да, мальчиков маловато. Но, несмотря на это, на своих уроках я всегда придерживаюсь традиционного парного исполнения танцев разных эпох. В классах, где совсем нет мальчишек, девочки учат партию и дамы, и кавалера, поочередно меняясь местами. Детям даже нравится перевоплощаться из дамы в кавалера и наоборот. Там, где, например, совсем нет возможности станцевать партию кавалера, мы делаем женский вариант танцевальной композиции.


Я недавно слышала теорию том, что таланта как такового не существует. Ученые провели исследования, и оказалось, что у тех, кого считали талантливым, количество часов, потраченных на занятия, в разы превышало время занятий у тех, кого к талантам не причисляют. А Вы верите в талант, или же все решает трудоспособность?


Мне кажется, каждый человек талантлив по-своему. Другое дело, что кто-то обладает даром, незаурядными данными, а кто-то имеет способности к развитию своего таланта через определенный опыт. Мне больше импонируют люди, которые благодаря своей трудоспособности смогли раскрыть свой талант и достичь определенных высот.


В Екатеринбурге у педагогов по хореографии есть возможность обмениваться опытом, учиться чему-то новому?


Конечно! Наша школа является Екатеринбургским ресурсным центром по профилю «Хореографическое искусство», и каждый год мы проводим открытые методические мероприятия. На них представлены открытые уроки и мастер-классы ведущих преподавателей хореографии города Екатеринбурга и Свердловской области. К участию в этих мероприятиях приглашаются преподаватели, концертмейстеры детских школ искусств, колледжей и университетов, студенты и аспиранты средних и высших учебных заведений творческой направленности, руководители хореографических коллективов Екатеринбурга, Свердловской области и регионов России. Также у преподавателей есть возможность участия в других методических мероприятиях, семинарах, мастер-классах, где мы обмениваемся опытом работы, учимся друг у друга, каждый раз узнавая что-то новое. Конечно, самообразование невозможно без изучения литературы, использования интернет-ресурсов. Благодаря всем этим источникам информации повышается профессиональный уровень преподавателя.


Что для Вас, для педагога, является профессиональным успехом?


Для меня профессиональный успех – это удовлетворенность своей деятельностью, убежденность в своей профессиональной компетенции и, как следствие всего этого, успехи наших учеников, их личностный рост, благодарность и признание.


© 2002 - 2019 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2019 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города