Поиск:
06:31, 27 мая 2019, понедельник
Версия для слабовидящих

ПА ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА

18 февраля в Муниципальном театре балета «Щелкунчик» Екатеринбургский ресурсный центр по профилю «Хореографическое искусство» (Детская школа искусств №5) провел открытое методическое мероприятие «Шаги к мастерству»: целый день на уроках и мастер-классах ведущие преподаватели хореографии Екатеринбурга и Свердловской области делились опытом с коллегами.

Мероприятие проводилось совместно с городской методической секцией преподавателей хореографии Екатеринбургского методического совета преподавателей и концертмейстеров системы художественного образования при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга. В светлом хореографическом классе «Щелкунчика» собрались участники не только из Екатеринбурга, но и Свердловской области и других регионов России – преподаватели, концертмейстеры детских школ искусств, колледжей и университетов, студенты и аспиранты средних и высших учебных заведений творческой направленности, руководители хореографических коллективов.
Для них была подготовлена обширная программа: после приветственного слова заслуженного работника культуры РФ, руководителя методической секции преподавателей хореографии, куратора Екатеринбургского ресурсного центра «Хореографическое искусство», преподавателя Детской школы искусств №5 Натальи Валерьевны Лысцовой мастер-классы провели магистр педагогики хореографии «Академии русского балета» Елена Анатольевна Чернявских и преподаватель Уральского хореографического колледжа Наталья Аркадьевна Павликова. После обеда аудиторию ждали три открытых урока от преподавателей хореографического отделения Детской школы искусств №5 Ирины Сергеевны Бычковой и Ольги Владимировны Малашенко, а также преподавателя хореографического отделения Детской школы искусств №1 (город Березовский) Татьяны Викторовны Булатовой.

Мы побывали на открытом уроке, посвященном этапам освоения предмета «Историко-бытовой танец», который провела Ирина Сергеевна Бычкова. Ирина Сергеевна преподает в Детской школе искусств №5 вот уже более 25 лет, и на «Шагах к мастерству» она представила коллегам открытый урок, основанный на ее собственной авторской программе. Участие в нем приняли учащиеся 3–8 классов: от малышей в ярко-голубых купальниках и коротеньких балетных юбочках до старшеклассников – без пяти минут взрослых танцовщиков. «Четвертый класс отстрелялся, теперь шестой!», – звучно, но совсем не строго командует на репетиции перед мастер-классом Ирина Сергеевна. Ее дети – и старшие, и младшие –привыкли к тому, что преподаватель общается с ними практически на равных. Это не мешает им серьезно относиться к тому, что происходит в учебном классе: на открытом уроке видно, как учащиеся, даже самые крошечные, сосредоточены на процессе, как внимательно вслушиваются в музыку, как незамедлительно реагируют на каждое замечание педагога. Ирина Сергеевна объясняет коллегам, что задача открытого урока – показать, с чего начинается учебный процесс и к чему дети приходят в итоге. Она рассказывает, что изучение историко-бытового танца начинается с игрового стрейчинга: его осваивают самые младшие учащиеся, 3-й класс. На открытый урок они выходят первыми, демонстрируя знание основных позиций рук и ног, затем – основных видов шагов (бытовой, танцевальный, па глиссе и па шассе). Затем идет комбинация. Пока маленькие танцоры выполняют упражнения, Ирина Сергеевна легким шагом обходит подопечных, не переставая комментировать: «За рукой удлинить, вздохнуть», «Ушком вперед, прислушиваешься», «Глазки не закатывай наверх, просто поднимай взгляд», «Шея длинная, не укорачивай». Для человека со стороны этот набор фраз может показаться весьма странным, однако сидящие в зале профессионалы и сами дети все прекрасно понимают. Некоторые девочки, ничуть не смущаясь, танцуют мужские партии – Ирина Сергеевна объясняет, что ничего страшного в этом нет: при дефиците мальчиков любая из ее учениц может станцевать как женскую, так и мужскую партию. «Мы воспитываем универсалов», – гордо добавляет преподаватель, тут же поправляя танцовщиц: «Плие – не колючее, красивое!». Настало время выступать четвертому классу. С них спрос уже куда выше: «Вы уже взрослые, старше, у вас мастерство… Но немножко можно и пококетничать», – напутствует четвероклассников Ирина Сергеевна. Тут дети – уже в длинных, «взрослых» разноцветных юбках – демонстрируют не только общие танцевальные комбинации (тут мы видим новый шаг – шаг польки), но и самостоятельные творческие работы, подготовленные на основе изученного материала. Каждой артистке, вышедшей в сольном выступлении, зрители аплодируют отдельно, и девочки уходят «со сцены», не скрывая гордого удовольствия от проделанной работы. Шестой класс – ребята уже куда более раскованные: слушая напутствия Ирины Сергеевны, некоторые, не стесняясь, широко улыбаются и даже посмеиваются – педагог на ходу сочиняет истории о скромных дамах и строптивых кавалерах, которые не решаются пригласить партнерш на танец. Первый из них – французская кадриль, салонный бальный танец XIX века; учащиеся выполняют две из шести фигур, и улыбки на лицах нисколько не мешают точному выполнению движений. Следом – лансье, англо-французский бальный танец XIX века. «Теперь выдохнули, отступились от XIX века – переходим к крестьянскому танцу!», – командует Ирина Сергеевна, и девушки пускаются в задорный пляс. И напоследок учащиеся демонстрируют сценический вариант танца, который был подготовлен специально для поездки в Образовательный центр «Сириус». Уровень сложности вновь повышается: восьмиклассники (уже не такие смешливые, как их младшие соученики) начинают с итальянского «Танца рыцарей», переходят к менуэту под музыку Моцарта, продолжают программу гавотом и завершают алеманом – бальным танцем вальсового характера, который танцуют группами: кавалер и две дамы. И в этом случае, поясняет Ирина Сергеевна, любого ученика можно поставить на любую (и женскую, и мужскую) партию в любой группе: такая работа с пространством, когда учащийся может сориентироваться в любой точке, очень хорошо разрабатывает мышление. Часового урока оказывается недостаточно: хочется делиться опытом и рассказывать о тонкостях, однако приходится на ходу «урезать» фигуры танцев, показывая лишь самые наглядные примеры. Но даже несмотря на это, зрители расходятся в полном восторге от увиденного.

Дарья Сереброва, преподаватель хореографии Пышминской детской школы искусств: «Я приезжаю сюда на подобные методические мероприятия уже третий раз. Сейчас был очень полезный урок в плане методики преподавания: прозвучало несколько фраз, которые я сразу взяла на вооружение и обязательно буду использовать в своей работе. В нашей школе большее внимание уделяется классическому танцу, поэтому для меня были полезны гимнастика, классика, азы – я послушала, как проучивать все это с детьми постепенно, поэтапно».
Жанна Соколова, преподаватель Краснотурьинской детской хореографической школы: «Мероприятие очень хорошо организовано. Я приехала из Краснотуринска, где в хореографической школе преподаю у маленьких детей классический танец. На открытом уроке Натальи Павликовой была просто прекрасная методика, у этого преподавателя всегда есть, чему поучиться. Очень понравился историко-бытовой танец для детей разного возраста – от маленьких до больших. Все мы в институте проходили эти танцы, но педагог Ирина Бычкова очень большое внимание уделяет манере исполнения и нюансам. Я ехала сюда шесть часов, но очень довольна!»

© 2002 - 2019 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2019 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города